Удалено по требованию правообладателя. Рецензии Внимательное и чувственное видеопоэтическое кино В прокат выходит драма «Белый пароход» — проект мечты клипмейкера и режиссера видеопоэзии Инги Шепелёвой. Рассказываем, какой получилась эстетская сказка о столкновении — или скорее попытке разойтись без жертв — двух культур.
«Белый пароход» плыл на большой экран около 15 лет, постепенно видоизменяясь. Сперва Шепелёва написала повесть о трудных отношениях якутской хормейстерши и заброшенного на Север столичного директора музыкальной школы-интерната для одаренных детей. После текст превратился в сценарий для короткого метра на ту же тему, затем — для полного. Главное, впрочем, в этой истории осталось неизменным: учительница пения Марта (Элла Соколова) годы напролет не без романтических причин поет и поет титульную песню Ларисы Мондрус со школьным хором, а управленец Олег (Александр Кошкидько) сперва пытается выкорчевать этот пережиток советской программы, а после что-то про себя понимает.Видеопоэтическую оптику Шепелёва приносит в свой полнометражный дебют не расплескав. В попытках наладить диалог ее персонажи декламируют монологи, на морозе разделяющиеся на строки с интуитивным стихотворным размером, — тут кивок «Северному ветру» Ренаты Литвиновой. Визуальные рифмы разложены по полутора часам плотно и, может показаться, избыточно — но, начав говорить аллегориями, стоит идти до конца. «Беседуют» трельяжи, в которых одиноко отражаются главные герои; красный занавес становится и сорванным советским флагом, и ручьем крови, и алым нарядом имени новой жизни героини; ледяное заклятие и замораживает по одному стаканы, и — так же по одной — пробуждает задремавших девушек.Базовая триада цветов «черное — красное — белое» в палитре фильма дополнена нарочитым зеленым всё видевших и безответных спатифиллумов и хлорофитумов в коридорах музыкальной школы. Играя на этих известных контрастах, доминантным Шепелёва делает красный во всех его оттенках: красный занавес, красные колготки хористов, его красный галстук, ее красный костюм. У Сергея Параджанова в «Цвете граната» поэт Саят-Нова снимал мирскую красную одежду и перебирался в черную рясу, оставаясь в монастыре; здесь в одной из самых важных сцен герой облачится в красное, чтобы занять наконец свое место в белом безмолвии, где звучит на повторе песня Мондрус.
К слову, «Белый пароход» певица Мондрус записывала с эстрадно-джазовым оркестром Вадима Людвиковского для позабытой кинокомедии о вреде (и неизбежности) тунеядства и пьянства «Опекун» Альберта Мкртчяна (1970). И если старый вариант песни — это полнокровный курортный свинг, то версия 2025 года превращается в северный напев и цепляется к уху с тем же безнадежным оптимизмом, с каким после «Груза 200» из головы не вытравить «В краю магнолий».Этот пароход причалил в мир фильма так давно, что врос в пейзаж, стал частью обыденности, его прибытие и низвержение перестали быть и победой, и бедой. Так — к боли одних и облегчению других — истории освоения земель неизбежно теряют трагический оттенок и переходят в учебники и сказки. Русский директор и якутская земля п... 0 00
| |